ГАИ, руководствуясь исключительно корыстными мотивами, называет самостоятельную установку ДХО переоборудованием, норовя заработать сначала на выдаче соответствующих разрешений, а потом на последующей перерегистрации транспортных средств.
Так, в Центре безопасности дорожного движения и автоматизированных систем МВД Украины (ЦБД и АС) утверждают, что, если ДХО заводом-производителем автомобиля не устанавливались, их установка является переоборудованием и предварительно должна быть согласована с последующим отражением в регистрационных документах.
Для этого автовладелец сначала должен получить в ЦБДД и АС либо в ГП "ГосавтотрансНИИпроект" заключение, в котором указывается как принципиальная возможность установки ДХО, так и то, каким требованиям они должны соответствовать. К примеру, стоимость подобного заключения в ЦБДД и АС МВД Украины составляет 99 грн.
После выполнения данного переоборудования - будь то самостоятельно либо в условиях какой-то сервисной станции - должны быть проведены соответствующие испытания установленного ДХО с получением акта технической экспертизы о соответствии конструкции и технического состояния переоборудованного транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения (приложение №5 к Порядку регистрации и перерегистрации транспортных средств) либо сертификата соответствия. Стоимость подобных документов может составлять порядка 100-200 грн.
Данные испытания, а также выдача соответствующих актов проводятся на СТО, которые уполномочены для проведения испытаний такого рода "УкрСЕПРО" или НААУ (Национальное агентство по аккредитации Украины).
И уже с этими документами автовладелец должен обратиться в МРЭО для внесения соответствующих записей в регистрационные документы, а вернее, для перерегистрации автомобиля (заплатив еще примерно 300-550 грн.).
Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: для выполнения обязательного требования европейского стандарта, ратифицированного Украиной, необходимо получать разрешение в ГАИ. При этом выполнение требований ГАИ отнимет немало времени и обойдется как минимум в 500 грн.
В то же время согласно п. 6.1.3 ДСТУ 3649-2010 на снятых с производства транспортных средствах или на тех, которые приведены в соответствие с требованиями данного стандарта либо переоборудованы согласно разрешительным документам, разрешено устанавливать внешние световые приборы от других транспортных средств с соблюдением требований ДСТУ UN/ECE R 48-02.
Таким образом, данный ДСТУ однозначно разрешает устанавливать ДХО как минимум на машины, снятые с производства, при условии соблюдения требований ДСТУ UN/ECE R 48-02. А именно каждый ДХО должен иметь яркость от 400 до 1200 кандел, площадь видимой поверхности - от 25 до 200 см2 и белый цвет. Расстояние между ДХО должно быть не менее 60 см, а высота над уровнем дороги-от 25 до 150 см.
Также ДХО должны включаться автоматически при запуске двигателя или при начале движения и автоматически выключаться при включении противотуманных или головных фар как ближнего, так и дальнего света (кроме моргания дальним светом), а также при остановке двигателя.
Если говорить о ценах на ДХО на украинском рынке, то модуль управления фарами дальнего света, позволяющий использовать их в качестве ДХО, у нас можно приобрести примерно за 300-500 грн., но его несложно изготовить и самостоятельно. Подобное устройство позволяет обойтись без установки дополнительных ДХО, для которых на машине нередко сложно найти подходящее место.
Светодиодные же ДХО можно найти, начиная от 120 грн. за комплект, а в китайских интернет-магазинах и вовсе за $3. Но понять, что предлагают за эти деньги, практически невозможно. Обычно в аннотациях указаны габаритные размеры ДХО и количество светодиодов, реже - потребляемая мощность. А вот о силе света, как правило, молчок.
В среднеценовом диапазоне (350-500 грн.) сила света ДХО обычно указывается, и она вполне соответствует (на бумаге, конечно) Правилу № 87.
И только начиная от 800 грн. можно найти ДХО, на которых указывается не только сила света, но и то, что они соответствуют этому самому Правилу № 87. Впрочем, и это не дает какой-либо гарантии соответствия параметров ДХО требованиям стандарта.
Для этого на ДХО необходим сертификат соответствия, но пока сведений о том, что его имеет кто-то на отечественном рынке - нет. Все продавцы в один голос утверждают, что сертификация ДХО не предусмотрена. В то же время подобный сертификат необходим хотя бы для того, чтобы в случае несоответствия ДХО заявленным характеристикам продавцу можно было предъявить какие-то претензии.